Новости Пакуры: О бедном мультегрое

от 19 февраля
{_google_reklama_728x90_}

В субботу исполнилось 188 лет со дня рождения Николая Лескова, о чём не вспомнило ни одно официальное орловское лицо. Единственный в мире Музей Н.С. Лескова, что на Октябрьской, прямо на Дворянке закрыт на ремонт уже больше года. А потому сегодня мы расскажем не об имениннике, а о, пожалуй, самом известном герое Лескова – Левше. Остановитесь! Не переходите на другой материал! Уверена: мы вас удивим! За годы, прошедшие со дня первого отдельного издания «Левши» (1882) вышло под 20 миллионов экземпляров книг. 20 миллионов! Что тут может быть неизвестным или малоизвестным? Если бы все помнили «Левшу» по книгам, наверное, мало что - фейри тейл 1.

Но мы-то больше помним эту историю по мультфильму, а он совсем о другом. Да и Левша вошёл в наше сознание (или его «вошли») не столько как образ русского гения, истинного патриота, который погибает от бездушия властей, которые никого не ценят, – рассказ Лескова именно об этом, – сколько как русский самоучка, победивший европейскую цивилизацию – это нам ближе, чем какие-то там некрасивые отношения с властью... Впрочем, об этом чуть позже. А пока – про внешний вид Левши.

20 миллионов книг, из них сотни изданий с различными иллюстрациями – и вот парадокс: художники не хотели и не рисовали Левшу так, как его описывал писатель! Нет, я не про понимание проблем, поднятых Лесковым, не про идеологию и не про политику и даже не про уровень мастерства. Я про намеренное искажение образа мастерами карандаша, кисти и резца, вне зависимости от времени и эпох, в которых они жили. Вот как описал своего героя Николай Лесков: «самый искусный из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны».